ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Задачи программы: расширение возможностей понимания себя и своего ребёнка, развитие умения построения с ним конструктивных отношений, овладение навыками эффективного общения, выработка новых навыков взаимодействия с ребёнком. Главная цель – способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, которые могли бы сохраниться на долгие годы.

Цели: Овладение навыками эффективной коммуникации с детьми. Развитие умения построения конструктивных отношений между взрослыми и детьми. Главная цель – способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком. Приёмы решения проблемных ситуаций, возникающий в процессе общения с детьми. Развитие умения понимать других, различать неуверенность, уверенность и агрессивность; понимать мотивы того или иного поведения; изучение основ возрастной (в т.ч. детской и подростковой) психологии. Обучение вербальным и невербальным навыкам (умение устанавливать контакт, выражать позитивные или негативные чувства, контролировать свои эмоции, открыто обращать внимание на себя, собственные цели и интересы). Выработка умения говорить „нет”, критиковать, требовать, просить, вступать в разговор и поддерживать его.

Построение программы: диагностика; информация; практические упражнения (ролевые игры, дискуссии и т.д.).

Освещаемые темы: типичные проблемы для каждого возраста; приёмы решения проблемных ситуаций, возникающих в процессе общения с детьми. Основы детской и подростковой психологии. Развитие умения понимать мотивы того или иного поведения, контролировать собственные эмоции и выражать их допустимым образом; обучение навыкам эффективного общения.

Преподаватель: Бойко Ирина, профессиональный психолог-консультант, магистр психологии (диплом с отличием), магистр педагогики.

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА

ПРОГРАММА КУРСА
Авторский курс И.Бойко

1. Внутриутробный период и младенчество

Тема 1. Возрастные этапы психического развития ребёнка. Нормы развития (для каждого возраста): что должен знать и уметь ваш ребёнок.

Тема 2. Влияние наследственности, перенесённых заболеваний и эмоционального состояния матери и атмосферы семьи в целом на дальнейшее развитие ребёнка, его характер и поведение.

Тема 3. Внутриутробный период (пренатальная стадия развития), новорождённость и младенчество. Эмбриональная психопатология. Понятие «норма». Нормы развития. Индивидуальные особенности младенцев. Связь ребёнка с матерью. Особенности развития и кризисы каждого возраста.

Тема 4. Развитие младенцев.

Тема 5. «Раннее развитие».

2. Раннее детство

Тема 1. Раннее детство. Кризис 3-х лет.

Тема 2. Подготовка ребёнка к детскому саду.

Тема 3. Мир взрослых и детей. Какой я родитель? Диагностика родительского отношения.

Тема 4. Методики развития детей в раннем детстве.

Тема 5. Декларация прав ребёнка и декларация прав взрослого. Вето для родителей. Вето для детей

3. Дошкольное детство

Тема 1. Дошкольное детство (от трёх до семи лет). Левши.

Тема 2. Подготовка ребёнка к школе. «Школьные проблемы».

Тема 3. Диагностика ребёнка в домашних условиях.

Тема 4. Методики развития детей в дошкольном возрасте.

Тема 5. Подготовка ребёнка к школе.

Тема 6. Декларация прав ребёнка и декларация прав взрослого. Вето для родителей. Вето для детей.

4. Младший школьный возраст

Тема 1. Младший школьный возраст (7 – 11 лет)

Тема 2. Школьные проблемы.

Тема 3. Диагностика ребёнка в домашних условиях.

Тема 4. Развитие ребёнка младшего школьного возраста.

Тема 5. Декларация прав ребёнка и декларация прав взрослого. Вето для родителей. Вето для детей.

5. Средний школьный возраст

Тема 1. Средний школьный возраст (11 – 14 лет). Акселерация

Тема 2. Взрослеющий ребёнок. Эмоциональное самочувствие подростка. Взаимоотношения с семьёй. Самооценка подростка.

Тема 3. «Эндокринный шторм». Половые проблемы.

Тема 4. Диагностика ребёнка в домашних условиях.

Тема 5. Развитие подростка.

Тема 6. Декларация прав ребёнка и декларация прав взрослого. Вето для родителей. Вето для детей. Родители глазами младшего и среднего подростка

6. Старший школьный возраст

Тема 1. Взрослеющий ребёнок. Старший школьный возраст (15 – 17 лет). Юношеский возраст (ч. 1).

Тема 2. Биологический и психологический возраст. Эмоциональное самочувствие подростка. Взаимоотношения с семьёй. Самооценка подростка. Приспособление и аффилиация. «Аффект неадекватности». Реакции протеста (подростковый кризис, явление эмансипации).

Тема 3. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Инфантилизм. Неформальные отношения. Зависимости (аддикции).

Тема 4. Дисморфофобии (анорексия, булимия). Дисморфомания.

7. Старший школьный возраст (ч. 2)

Тема 1. Взрослеющий ребёнок. Старший школьный возраст (15 – 17 лет). Юношеский возраст (ч. 2).

Тема 2. Влюблённость.

Тема 3. Выбор профессии. Профориентация.

Тема 4. Декларация прав ребёнка и декларация прав взрослого. Вето для родителей. Вето для детей. Родители глазами старшего подростка.

8. Внутрисемейные отношения

Тема 1. Психологический климат в семье. Диагностика внутрисемейных отношений.

Тема 2. Неполная семья. Ребёнок «в разводе».

Тема 3. Роль отца, бабушек и дедушек. Последствия «эффекта подброшенных детей».

9. Стили воспитания

Тема 1. Стили воспитания. Как быть, если взгляды на воспитание различны.

Тема 2. Родительские установки и директивы.

Тема 3. Диагностика родительского отношения («Хороший ли я родитель?»), диагностика собственного характера и навыков общения.

10. Кризисы семьи

Тема 1. Сложные ситуации в семьях: смерть или болезнь в доме, необходимость долгой разлуки, болезненного лечения и прививок. Говорить ли ребёнку правду (о знакомых, о смерти, о болезни) и как это делать.

Тема 2. Как вести себя при ожидании второго ребёнка (как подружить сестёр и братьев); как отвечать на «скользкие» вопросы («откуда я взялся»).

Тема 3. Общение с нянями: делаем правильный выбор. Проблема «привязывания» ребёнка к няне; как узнать что-то новое о ребёнке. Как вовремя понять, что няню необходимо менять.

Тема 4. Проблема насилия в семье и в обществе. Поведение жертвы (виктимное поведение). Как не стать жертвой. Провоцирующие агрессию факторы. Основы безопасности ребёнка.

11. Характер, темперамент, законы межличностного общения

Тема 1. Характер и темперамент. Настроение. Чувства. Эмоции – как понять себя и ребёнка. Разные дети – разный подход.

Тема 2. Коммуникативная компетентность для родителей. Значение эмпатии и сенситивности. Такт. Психология общения: как наладить общение, как научиться правильно слушать. Я-высказывания и Ты-высказывания. Активное слушание. Безоценочное суждение. Вербальные и невербальные средства общения. Репрезентативные системы.

12. Проблемы развития и поведения

Тема 1. Причины возникновения отклонений в развитии личности, виды отклонений и что с этим делать. Что лежит в основе любого нежелательного поведения ребёнка. Процесс социализации и идентификации.

Тема 2. Асоциальное развитие личности. Социальная дезадаптация. Инфантилизм. Негативизм. Явление эмансипации. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства. Девиантное поведение и его виды. Делинквентное поведение.

Тема 3. Трудные дети. Возможные причины поведения и пути коррекции

Тема 4. Невыносимые и «с ума сводящие» дети. Возможные причины поведения и пути коррекции

13. Эмоции и конфликты

Тема 1. Психические состояния. Виды эмоций: настроение, чувства, эмоции, аффекты. Стресс: причины, виды и стадии. Стрессоры. Неврозы, тревожности, фобии. Нарушения эмоциональных процессов. Ригидность. Психологические защиты и их виды.

Тема 2. Конфликты. Наиболее частые причины конфликтов. Правильное поведение в конфликте. Аффективные дети. Причины агрессии: что делать и как себя вести? Негативные родительские реакции и их последствия.

Тема 3. Как научиться владеть своими эмоциями. Психотехники повышения стрессоустойчивости и снятия стресса.

Тема 4. Наказания: как наказывать и за что. Что делать, когда хочется шлёпнуть или наорать. Минусы рукоприкладства. Как правильно говорить «нет» и ругать.

14. Приоритеты, контакт, безопасность

Тема 1. Принятие – непринятие ребёнка. Как найти общий язык с ребёнком.

Тема 2. Что любит ребёнок и его родитель. Животные в доме. Брать или не брать? Проблема выбора: лучшие животные для каждого возраста и характера.

Тема 3. Как выражать собственные мысли доступно для понимания ребёнка.

Тема 4. Безопасность ребёнка.

15. Игра. Педагогические системы. Как выбрать психолога

Тема 1. Деятельность. Игра. Самооценка. Роль игры. Чем занять ребёнка. Как и во что с ним играть

Тема 2. Педагогические системы (Монтессори, Вальдорфские школы, Никитины, Б. Спок и др.).

Тема 3. Нужен психолог: как отличить психолога-профессионала от непрофессионала.

16. Задержки развития

Тема 1. Задержки развития: причины, последствия и коррекция. Мозговые дисфункции: органические повреждения мозга и нервной системы, болезнь Дауна, аутизм, ДЦП, эпилепсия. Гиперактивные дети. Дети с физическими проблемами и сенсорными дефектами. Энурез.

Тема 2. Аддиктивное поведение (зависимости). Виды зависимостей (игровая, компьютерная, курение, наркомания). Возможные последствия, диагностика в домашних условиях (особенности поведения: что должно насторожить) и предотвращение.

Тема 3. Шизофрения: настораживающие факторы.

Тема 4. Сексология. Виды сексуальных отклонений и их причины.

17. Наследственность, способности, интеллект

Тема 1. Роль наследственности. Задатки, способности, интеллект. Одарённость, талант, гениальность. Диагностика и развитие способностей.

Тема 2. Творческое воображение. Креативность

Тема 3. Мышление

18. Психодиагностика ребёнка. Ваша самооценка и самодостаточность

Тема 1. Психодиагностика ребёнка: характер, способности, развитие (что можно сделать дома и как это сделать).

Тема 2. Парадоксальная психология Мэрфи.

Тема 3. Ребёнок – отдельная личность. Роли вашей собственной личности.